Динамометрический ключ. Момент затяжки.
В этой статье мы писали, как сделать некое подобие такого средства своими руками. Самоделка, конечно, но перетяжек в экстренных случаях избежать поможет. Проблема, оказывается, не в этом. Порой, даже имея фирменный инструмент, автолюбитель ломает голову: как же работает эта хитрая штуковина? Как пользоваться динамометрическим ключом?
Вопрос особенно актуален, если инструкции не было изначально. Попробуем на него ответить, частично даже в режиме видео формата.
Начнем с того, что фирменные динамометрические ключи можно разделить на 3 группы.
Стрелочные.
Самая дешевая и обладающая наибольшей погрешностью (от 6 до 8%) разновидность. Упрощенно говоря – шкала (смещаемая при затяжке) и стрелка, остающаяся на месте. Более продвинутая версия – индикаторного типа.
Щелчковые (предельные).
По цене чуть дороже, но и погрешность имеют меньшую (порядка 4%). Минус в том, что такой ключик ограничен производителем в диапазоне затяжки, кроме того, разные ключи имеют различные посадочные квадраты и размеры. Встречаются модификации с масштабированным окном.
С цифровой индикацией.
Прибор дорогой, но точный (погрешность – до 1%). Обычно используется на СТО и спец. сервисах.
Самая распространенная в обиходе категория – щелчковые. Пользоваться такими динамометрическими ключами не так уж и сложно, нужно просто знать азы. Внешне щелчковый ключ смахивает на обыкновенную трещотку, но имеет, как правило, 2 шкалы, по которым и определяется усилие.
Как практически закрутить гайку с нужным усилием, допустим, в 100 Nm? Приобретаем ключик с самым распространенным диапазоном 40-210 Nm. Скользящую рукоятку вкручиваем по неподвижной шкале до цифры 98, далее докручиваем до цифры 2 на дополнительной (второй шкалке). В сумме эти действия дадут искомое усилие затяжки в 100 Nm. Далее ставим нужную торцевую головку, закручиваем гайку до появления характерного щелчка. Все, на этом нужно остановиться, в противном случае получим перетяжку. Ту же операцию производим с остальными гайками. Как видим, использовать динамометрический ключ довольно легко.
Важно помнить:
После работы нужно сбросить значение крутящего момента до минимального.
Очистка динамометрического ключа допускается лишь протиркой, без применения очистителей, могущих повредить смазку.
Нельзя работать на экстремальных значениях (выше самого верхнего деления и ниже самого нижнего).
Теперь бы неплохо воочию увидеть работу подобного технического устройства? Познакомиться, так сказать, поближе.
Видео: как пользоваться динамометрическим ключом
Стрелочный (торсионный) тип:
Как работать с ключами щелчкового (пружинного) типа:
Наконец, видео о работе инструмента электронного вида: