— в физике так называется прибор, который служит для определения плотности, а следовательно и удельного веса тел.
Устройство Ареометра основано на гидростатическом законе , по которому каждое тело плавает в жидкости столь глубоко погруженным в неё, что вес вытесненной им жидкости равен весу всего плавающего тела (в данном случае под телом подразумевается ареометр).
Конкретно в нашем случае при измерении плотности электролита плотность воды 1кг/дм3 что соответствует отметке 0 градусов цельсия. Т.е. это значит что что чем плотнее жидкость по отношению к воде тем выше будет всплывать ареометр. Необходимо только замерить на сколько.Производители ареометров всё посчитали - сидеть с таблицами концентрации и калькулятором не придется. Для этого Ареометр снабжен шкалой, на которой уже отмечены все практические необходимые высоты всплытия ареометра. Причем высоты уже отмечены в пересчете на температуру застывания тосола и плотность электролита.
Для автомобилистов практическое значение имеет ареометр автомобильный для измерения плотности электролита и тосола. Ареометр плотности электролита? на какое-то время уходил в тень, виною тому была мода на необслуживаемые автомобильные аккумуляторы. Однако в последнее время производители аккумуляторов вновь вернулись к частично обслуживаемой схеме (аккумуляторы с крышечками для контроля и долива электролита) т.к. вынуждены признать большую практичность такой схемы. Вмести с частично обслуживаемыми аккумуляторами вернулись и ареометры для электролита.
Ареометр представляет собой поплавок, в верхней части которого помещена бумажная шкала, проградуированная в единицах плотности кг/м3 для электролита и в градусах Цельсия (°С) для тосола.
С помощью баллона в верхней части ареометра через наконечник пробки в пипетку всасывается электролит или тосол в таком количестве, чтобы ареометр свободно плавал в вертикальном положении.
Линия соприкосновения жидкости со стержнем ареометра соответствует значению плотности электролита в кг/дм3 или температуре замерзания тосола в °С. Измерения производить при температуре 20 +/- 2°С.
Ареометр автомобильный купить можно ,пожалуй , в любом магазине автозапчастей по сходной цене (от 5$). Особо увлекаться не стоит - подойдёт обычный недорогой ареометр для электролита и тосола. В продаже встречаются комбинированные ареометры для электролита и тосола- ареометр для измерения плотности электролита и тосола. На фото краткие обозначения основных частей комплекта автомобильного ареометра.
Правда при проверки плотности антифриза возможны подводные камни: дорогие синтетические антифризы изготовлены на иной основе нежели обычные тосолы (которые делают из этиленгликоля). С этим связана довольно большая погрешность возникающая при замере температуры застывания синтетического антифриза с помощью ареометра. В этом случае стоит провести контрольную проверку охлаждающей жидкости замораживанием пробы ОЖ в холодильнике.
Измерение плотности ареометром:
Ареометра для электролита и тосола предназначен для измерения плотности электролита в кислотных и щелочных аккумуляторах в диапазоне от 1100кг/м3 до 1300 кт/м3 и определения температуры замерзания тосола в системе охлаждения двигателя автомобиля в диапазоне от минус 5 °С до минус 40 °С.
Измерения плотности рекомендуется производить при температуре 20 +/- 2°С , если измерения проводятся при температуре, отличающейся от 20°С, то к результатам измерений необходимо прибавить или вычесть поправки .
Например: Если при данной температуре измерений поправка по таблице со знаком минус, то она отнимается от результата измерения. Если поправка со знаком плюс, то она прибавляется к результату измерений.?
Температура электролита, тосола | 0 ?С | 10 ?С | 20 ?С | 30 ?С | 40 ?С | |
Поправка к показаниям | Для электролита, кг/м? | -14 | -7 | 0 | +7 | +14 |
Для тосола, ?С | -6 | -3 | 0 | +3 | +6 |
Во время измерения плотности электролита необходимо следить за:
1) Отсутствием задевания ареометра за корпус пипетки. Причём не только за дно и верх, но и за боковые стенки. Т.е. ареометр должен свободно плавать (на него должны действовать только архимедова сила и сила всемирного тяготения).
2) Плотностью пипетки - уровень жидкости в пипетке не должен снижаться. Иначе ошибок при измерении не избежать. В случае необходимости уплотните соединение баллона и пипетки фум лентой как показано на фото:
Меры предосторожности при работе с ареометром и прочие нюансы эксплуатации ареометра:
Думаю не лишним будет напомнить что при проведении измерения плотности электролита ареометром вы имеете дело с агрессивной средой - кислотой. При попадании кислоты на одежду последняя придёт в негодность, а при попадании на кожу вы ощутите жжение и получите химический ожог. Хуже будет если кислота попадёт в глаза. Поэтому измерение плотности электролита стоит производить в рабочей одежде, перчатках (или с использованием защитного крема), и защитных очках.
При попадании кислоты на открытые участки тела место попадания следует обильно промыть водой. Аналогично следует поступить при попадании кислоты в глаза. При этом голова должна быть наклонена в сторону пострадавшего глаза и промывать следует подавая воду от переносицы в сторону виска. Не пытайтесь нейтрализовать кислоту на теле (например содой) это приведёт к увеличению ожога.
Если же не смотря на промывку в холодной воде ожог получился ощутимым, то стоит (при возможности) употребить обильное тёплое питьё, 2-3 таблетки анальгина и обратиться к врачу.
Проще дела обстоят с измерением плотности тосола ареометром, но и в этом случае не стоит забывать о безопасности: не стоит открывать пробку радиатора до остывания ОЖ (охлаждающей жидкости) в нём - это может привезти к выбросу горячей ОЖ и как следствие к ожогам. Помимо этого применяемый в большинстве ОЖ этиленгликоль ядовит. Если как либо он попадёт в организм это приведёт к острому отравлению вплоть до смерти. Поэтому тару с тосолом следует держать вдали от детей и прочих неадекватных личностей! Более подробно меры предосторожности при работе с ОЖ описаны на канистре с ОЖ.
Однако вернёмся в автомобильному ареометру:
После проведения измерений ареометром, ареометр следует тщательно промыть в воде для удаления остатков кислоты или тосола/антифриза с поверхности прибора. Только в этом случае следует надеяться на долгую и надёжную работу автомобильного ареометра.